Техники работы с чувствами

Чувства всегда путают с эмоциями, да и они пересекаются. Только отличие в том, что чувства постоянны. Их может замечать человек или нет. Чувства всегда имеют эмоциональный окрас. Как это?

То есть эмоции - это всегда физиологическое проявление, яркое (слезы, сердцебиение, цвет кожи и тд). У чувств это тоже есть в пиковый момент проявления, но сами чувства постоянны. 🌿Высший пилотаж - это замечать в теле свои чувства.

 

Работать самостоятельно с глубинными чувствами достаточно сложно, ведь в нашем детстве их запрещали/запечатывали/подменяли и тд. 

Поэтому большинство современных людей затрудняются продвинутся вглубь себя без терапевта и это верно.

Я все же попробую вам дать объяснение, что происходит с вашими чувствами и показать несколько методов работы с чувствами, которые вы можете использовать самостоятельно или с клиентами, если вы психолог.

Если вы хотите почитать про свои эмоции, нажмите на кнопку ниже.

Прочитать про эмоции

 я верю в ваши чувства

ощущения. чувства. эмоции

Прежде, чем мы перейдем к техникам, я все же вам дам выжимку знаний о своей эмоционально-чувственной сфере. Так мы будем говорить на одном языке.

Для того, чтобы не блокировать в себе чувства и не влиять негативно на чувства других, я предлагаю воспользоваться технологией "Я-ВЫСКАЗЫВАНИЙ"

 

1-й шаг: ФАКТЫ

Вы называете только факты, которые реально произошли.

Пример «Когда ты сказал, что моя стратегия плохая я накричал на тебя»

2-й шаг: ЧУВСТВА

Вы выражаете чувства относительно этого факта:

«Я чувствую...»

Пример «При этом я почувствовал злость».

3-й шаг: МЫСЛИ

Вы высказываете предположения, гипотезы, интерпретации:

«Я думаю.», «Я предполагаю..», «Мне кажется..».

Пример: «я думаю, что ты хотел помочь мне, но я не услышал»

4-й шаг: ЖЕЛАНИЯ

Вы говорите о том, чего бы хотели получить от собеседника в этой ситуации, о чем Вы хотите попросить человека.

Пример «Мог бы ты в следующий раз предложить свои варианты видения стратегии?»

5-й шаг: НАМЕРЕНИЕ

Вы говорите, что и как собираетесь делать в рамках ситуации:

«Я собираюсь..», «Я буду...», «Я не буду..»

Пример. «В следующий раз я не буду обращаться к тебе за комментариями»

 

 

 

Техники

Ниже представлены сами техники работы с чувствами. Здесь больше про заблокированные негативные чувства. При подборе техник, я обращалась к иррациональным методам : Эмоционально-образная терапия, проективные методики. Их лучше использовать сначала, чтобы обойти привычные, выработанные годами способы реакций. А затем, ниже, будут рациональные методы, которые включают нашу аналитическую способность и выявление причинно-следственных связей.

техника "звезда чувств"

Способствует более глубокой проработке эмоций и помогает обойти сопротивление, потому что в технику входят элементы арт-терапии.

 

Как работать со «Звездой чувств» Удо Байера:

  1. Подготовить два альбомных листа и краски.
  2. Записать 10 эмоций, с которыми хотите поработать. Подобрать противоположность для каждого чувства, ориентируясь только на собственные ощущения. Например, для одного человека противоположностью счастья будет горечь, а для другого — злость или тревога.
  3. На отдельном листе нарисовать круг, разделить его на 8–16 секторов.
  4. Выбрать самые важные пары чувств, вписать их в секторы круга.
  5. Закрасить каждый сектор круга цветом, который ассоциируется с определенным чувством.
  6. Исследовать готовую работу. Для помощи в этом исследовании предлагается ряд вопросов. Какие пары чувств были выбраны в первую очередь? Для каких чувств цвета были выбраны сразу? При выборе цвета для каких чувств пришлось подумать? Какие чувства являются приятными и неприятными, хорошо знакомыми и неизвестными, частыми и редкими? В каких ситуациях вы обычно испытываете те или иные чувства?
  7. Можно добавить к работе завершающие штрихи, например, закрасить фон листа цветом, соответствующим чувству, которое хочется испытывать чаще. Или перекрасить секторы с неприятными чувствами в цвета приятных чувств, например, заменить страх на спокойствие.

 

вырази свои чувства. техника эот

Выразите своё негативное чувство в виде образа. Почувствуйте, на что похоже ваше чувство. Это может быть образ большого камня на груди, шара в солнечном сплетении, кома в горле и др.,у каждого свой образ.

Задайте себе такие вопросы:
- Этот образ напоминает вам кого-нибудь или что-нибудь из вашей жизни?
- Какую функцию для вас выполняет этот образ?
- В каких жизненных ситуациях этот образ проявляется?
- Как какой стороне личности этот образ обращается?
- Как вы относитесь к этому образу?
- Как давно этот образ с вами?
- Какое положительное качество подменяет этот негативный образ?
 
Глубоко обдумайте свои ответы, лучше всего их записать и обратиться к терапевту.

волшебная страна чувств

Краткое описание методики: 

Нужно раскрасить домики в цвета: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.
Затем нужно распределить жителей страны в цветные домики.
Далее нужно раскрасить карту страны, обозначить, где живут жители страны.

 

ниже пример, как может выглядеть методика

Анализ распределения цвета:

  • голова и шея (символизируют ментальную деятельность). Данную область клиент обозначил цветом радости и интереса, что предполагает позитивное мышление.
  • туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность). В эмоциональной деятельности задействованы несколько цветов с преобладанием цветов грусти, обиды и разочарования. Возможно, клиент в раннем детстве был лишен эмоционального контакта с родителями. И вместе с этим хочется отметить наличие цвета радости и цвета чувства вины в расположении области сердца. В связи с этим можно предположить о наличии позитивных черт в характеристике клиента, таких как позитивное мироощущение. Чувство вины можно рассмотреть с возможно ранними упреками в детстве, обвинениями и стыдом.
  • руки до плеч (символизируют коммуникативные функции). В данной области преобладание зеленого цвета, чувства интереса. Также чувства страха и удовольствия. В связи с чем можно предположить у клиента активный интерес к общению, подкрепляемый чувством удовольствия и определенным наличием страха (предположительно адреналина).
  • тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний). Данная область отмечена цветами страха и удовольствия. Предположительно клиент имеет определенные увлечения и наклонности к творческой деятельности, но по каким-то причинам испытывает страх в проявлении себя, своих способностей. Также хочется отметить наличие серого цвета обозначенный как чувство обиды. Следовательно, возможно творческое начало клиента в какой-то момент не поддержали или причинили эмоциональный ущерб, в связи с чем осталось чувство страха и обиды, что возможно мешает в проявлении творческих способностей.
  • ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний). В данной области преобладает чувство интереса. В связи с чем можно предположить, что одним из основных чувств, дающих уверенность и опору является чувство интереса, любознательности, которые способствуют к стремлению и развитию. И вместе с этим хочется отметить наличие черного цвета, цвета страха в области колен. Возможно, в жизни клиента присутствовали моменты запрета на удовлетворение интереса, любопытства и инициативности.

рациональная техника

В рациональном подходе работы с чувствами могут быть любые вопросы, позволяющие человеку анализировать, рассматривать ситуацию шире своего восприятия и делать выводы. Здесь хорошо подходят коучинговые вопросы.

Ниже я подготовила вопросы при работе с чувством вины при утрате близкого. Ведь часто люди, потерявшие родных, винят себя в сделанном или не сделанном. Важно вернуть их в реальность, рассмотрев ситуацию и подсветив человеку моменты, где он не мог повлиять на ситуацию.

 

 

1. 􏰁Правда ли, что у близкого человека были такие ожидания, как Вы описали?
2. 􏰆Откуда Вы об этом узнали? 􏰆Он сам Вам сказал?
3. 􏰀Могло ли быть такое, что это только Ваши предположения?

4. А Вы тогда реально могли сделать это?

5. Что Вам мешало?
6. Достаточно ли у Вас было знаний, ресурсов, сил, чтобы вести себя, как ожидал этот человек?
7. Что Вы думали по этому поводу на тот момент? Как вы это видели тогда?
8. Вы на тот момент делали все, что могли сделать?
9. Как Вы тогда принимали решения?
10.Как бы сейчас поступили?
11. Что изменилось?
12.Если бы Вы могли сделать что-то большее, Вы бы сделали?