Тема
ДЕТИ ДЕНЬГИ НЕ ЗАРАБАТЫВАЮТ.
ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
Тема денег - одна из самых болезненных тем современного общества. Их зарабатывают, а если не много, то плохо. О них говорят, но если вслух, то плохо. Давайте разбираться во всем.
Основа моей психологической компетенции Э.Берн и его транзактный анализ (как человек общается и в какой при этом роли - Родитель, Дитя, Взрослый ).
Так вот, говоря фразу «дети деньги не зарабатывают», я подразумеваю Детское эго-состояние.
На самом деле, именно детская позиция позволяет нам мечтать, желать, пробовать что-то новое, работать с интересом, с искрой.
Но когда пребываешь все время в этом состоянии, то случается казус.
Внутреннему ребенку деньги не нужны, ему нужны эмоции, любовь, забота, игры, веселье.
Бывало у вас так: с энтузиазмом разрабатываете новую идею, уже в мечтах миллион заработали.. А как приходит реальность - реализовывать проект, сил нет, апатия и вообще «да пошло оно все! Пойду работать в офис»
Вот это как раз детская позиция. На ней далеко не уедешь. В идеале классно, когда включаются в процесс:
Внутренний Родитель: он покритикует, проконтролирует и не даст утечь энергии (если не переборщить, конечно)
Внутренний Взрослый. Вот это состояние идеальное. Мы называем «осознанность, быть в моменте и тд.»
Но на него куча энергии уходит, поэтому организм это состояние не сильно жалует.
И вот если мы говорим про деньги, то наша задача - научиться переключать роли, при этом уметь распределять энергии.
И вот ниже будет тест, который поможет вам понять вашу позицию по отношению к деньгам.
Тест
Смысл денег - в личном к ним отношении.
Ответьте на вопросы:
1. Чем являются деньги для вас?
2. Что они обеспечивают лично вам? И здесь вы можете сделать градацию из предложенных ниже вариантов (что на 1 месте, на 2,3 и на последнем)
• Безопасность
• Стабильность
• Свобода
• Удовольствия
• Комфорт
• Самоутверждение и самореализация
• Власть
• Любовь
ДЕНЬГИ ДЛЯ ОЩУЩЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
С точки зрения психологии базовые потребности (такие как безопасность, например) формируются на первом году жизни младенца. Младенцу деньги не нужны, но безопасность - его базовая потребность, он не приспособлен к самостоятельной жизни с самого рождения, и необходимо время на его рост и развитие. Если базовая потребность в безопасности не была удовлетворена в раннем детстве, то человек будет бессознательно к ней стремиться, даже став взрослым.
Деньги - хорошая компенсация безопасности. Однако с помощью денег человек, лишенный базового чувства безопас-ности, не сможет утолить свой голод, какими бы несметными богатствами он ни обладал. Такие люди часто говорят: «Деньги счастья не приносят, но помогают обходиться без него».
ДЕНЬГИ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
По мнению большинства психологов, деньги являются индикатором значимости: они дают возможность человеку не только выживать, но и самовыражаться. Человек заявляет о себе через материальные вещи. Символом социального благополучия служат те предметы, которые видны окружающим, поэтому среднестатистический человек пытается выделиться внешне
Человек словно говорит: «Вот чем я занимаюсь. Вот кто я такой».
Забавно, но большинство людей считают, будто делают это только потому, что им так нравится.
Самореализация происходит не ради того, чтобы заметили, а чтобы проявить свои таланты во внешнем мире с пользой для других людей.
ДЕНЬГИ КАК СРЕДСТВО ЗАСЛУЖИТЬ ЛЮБОВЬ
Деньги дают нам возможность как показать свою любовь, так и заслужить ее со стороны других. Подумайте, с какой легкостью мы тратим деньги на тех, кого любим. Мы инвестируем в любимых, и они становятся нам еще дороже. Мы дарим подарки и ждем, что нас полюбят еще больше. Хорошо, когда любовь взаимна и те, в кого мы финансово вкладываемся, отвечают нам взаимностью. Взаимные вложения приносят счастье. Но когда мы отдаем и не получаем ничего взамен, нас ждет разочарование.
Деньги могут быть подменой любви. Родители вместо своей любви покупают детям дорогие игрушки, машины, квартиры, лишая их возможности развиваться и взрослеть.
Еще Зигмунд Фрейд обратил внимание на то, что отношение взрослого человека к деньгам может определяться особенностями реализации его детских желаний.
ДЕНЬГИ ДЛЯ КОМФОРТА
Если вы были лишены необходимого комфорта в детстве, то вы будете по-детски стремиться его компенсировать.
ДЕНЬГИ ДЛЯ ОБРЕТЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ
Современный мир нестабилен, деньги, вложенные, например, в недвижимость, могут создавать ощущение стабильности.
При этом многие люди полжизни тратят на то, чтобы заработать деньги на собственное жилье, пропуская саму жизнь.
Те, кто понял нестабильность нынешнего мира, решают жить в съемных квартирах в разных точках страны и мира.
ДЕНЬГИ И ВЛАСТЬ
Деньги в руках людей, которых унижали в детстве, могут быть источником власти и манипуляции. Так деньги становятся компенсаций чувства неполноценности. Если человек стремится к власти - большой власти, должностям и званиям, - он постоянно тратит деньги на дорогие вещи и устраивает шикарные вечерники и застолья; покупает себе звания и должности.
А еще тратит деньги на «нужных» людей - ведь жажду превосходства над другими людьми нужно постоянно подпитывать.
ДЕНЬГИ ДЛЯ ОБРЕТЕНИЯ ЧУВСТВА СВОБОДЫ
Деньги являются одной из степеней свободы, но далеко не единственной.
С деньгами мы можем позволить себе делать осознанный выбор, обеспечить себе и близким комфортную жизнь; опре-делять, где нам жить, что есть; получать качественное меди-цинское обслуживание; выбирать, где учиться и где учить своих детей, где отдыхать и многое другое.
Но человек, лишенный денег или потерявший их, не теряет личной свободы!
ДЕНЬГИ ДЛЯ УДОВОЛЬСТВИЯ
Если ребенку в детстве отказывали в элементарных удовольствиях, то он остается во взрослом возрасте ребенком и тратит слишком много денег на свои удовольствия и никак не может насытиться.
С другой стороны, деньги обеспечивают удовольствия, но когда эти удовольствия становятся чрезмерными, то, как правило, они приносят разочарование. Тот, кто слишком много ест, получает проблемы со здоровьем или с лишним весом.
Упражнение Деньги и я
Представьте себе, что у вас есть неограниченное количество денег. Войдите в это состояние. И ответьте на вопросы ниже:
• что вы делаете, чем занимаетесь, кто вокруг вас?
• от чего вам придется отказаться, имея большие деньги?
• какие чувства к вам испытывают другие люди?
• что чувствуете вы сами?
А теперь вернитесь в реальность. Посмотрите, какого цвета у вас шторы? У меня бежевые.
Из реальности ответьте на следующие вопросы:
⭐️чего я действительно хочу?
⭐️что мне на самом деле нужно?
⭐️зачем мне это?
Первый ответ поможет вам разобраться со своими желаниями. Второй про ваши потребности.
Желания и потребности могут не совпадать. И здесь может крыться внутренний конфликт.
Что делать?
Вам необходимо составить 2 списка
1. Напишите список своих желаний, чем больше, тем лучше, их должно быть не менее 30. Не ограничивайте себя в фантазиях, пишите все, что приходит в голову.
2. А теперь напишите список своих потребностей, которе удовлетворяются при выполнении этих желаний. Здесь будьте адекватны и обязательно в реальности, а не в фантазиях.
Теперь необходимо сравнить эти два списка - желания и потребности.
- О чем вам эти списки говорят?
- Какие потребности не удовлетворены?
- Какие из них можно удовлетворить без денег?
Чем выше у вас уровень удовлетворенности, тем меньше вам необходимо денег.
Желания достаточно часто уводят нас от наших потребностей, на удовлетворение желаний нам необходимо гораздо больше денег, чем на удовлетворение потребностей.
Чем выше уровень удовлетворенности наших потребностей, тем меньше нам нужно денег. Поэтому, удовлетворив свои глубинные потребности, вы сможете сэкономить большие деньги.
Деньги не могут быть целью. Деньги - всегда средство достижения поставленных целей.
Давайте проверим, как вы принимаете решение
Представьте ситуацию, связанную с предстоящей покупкой.
- Какое решение вам сию минуту хочется принять?
- Сядьте поудобнее и ощутите внутри себя, кто принимает решение об этой покупке. Пусть на стульях будут все ваши внутренние персонажи: внутренний ребенок, внутренний родитель и внутренний взрослый.
- Выслушайте аргументы каждого, дайте им возможность дого-вориться между собой.
Примите решение. Насколько оно отличается от первоначального?
Что у вас лучше всего получается? Ответы на эти вопросы могут говорить об эмоциональной зрелости в отношении денег.
- Зарабатывать
- Тратить
- Делать сбережения
- Инвестировать
- Ни один из этих пунктов.
Зарабатывает взрослый.
Тратит чаще всего ребенок.
Делает сбережения родитель.
Инвестирует взрослый.
В своей популярной книге «Дети и деньги» детские психологи Кен Дэвис и Том Тэйлор (Davis & Taylor, 1979) дают родителям подробные рекомендации относительно карманных денег.
- Можно давать карманные деньги ребенку с 6-7 лет.
- С самого начала нужно объяснить ребенку смысл «выплат» и договориться о том, какие расходы они будут покрывать.
- Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
- Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, подросткам можно раз в месяц.
- Выдача карманных денег не должна зависеть от поведения и оценок, и не должна отменяться в качестве наказания.
- Установленная сумма денег не должна увеличиваться только потому, что ребенок уже все истратил.
- Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.
- У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.
- Ежегодно (в день рождения ребенка) сумма карманных денег и обязанности должны увеличиваться.
Вспомните, пожалуйста, давали ли вам родители в детстве деньги на карманные расходы, обсуждался ли с вами семейный бюджет или это было семейной тайной?
Если нет, то, скорее всего, тема денег для вас и по сей день остается таинственной, непонятной, закрытой. Наверняка вы будете копировать поведение своих родителей относительно денег или, напротив, действовать прямо противоположным образом.
СТЕПЕНЬ ВЗРОСЛОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УМЕНИЕМ ОБРАЩАТЬСЯ С ДЕНЬГАМИ.
Детям нужны не деньги, а змоций. В ребенке - вся жизнь, мотивация, спонтанность, креативность, мечтательность. Без него никак не обойтись. Но ребенок не знает чувства меры, не умеет обращаться со своими эмоциями, не может объективно оценить реальность. Ему нужно все и сразу. Ребенок ждет, что ему дадут, и он не оценивает последствий своих действий.
Ребенку сложно выдержать паузу между «хочу» и «получу».
Только вы сами, став взрослыми, можете помочь ему реализовать свои задатки, таланты и мечты в реальном мире.
Взрослый - это не тот, кто выглядит взрослым, а тот, кто берет ответственность за свою жизнь и сам может обеспечить себя всем необходимым. Взрослый человек - это тот, кто способен самостоятельно планировать, разумно рисковать, создает себя и свою жизнь, ищет смысл, учитывает интересы других, знает, чего хочет и чего не хочет, что может и чего не может.
Вся энергия отправлена в мир фантазий и на реальный мир энергии не остается, ведь где фокус внимания - там и энергия.
КАК ЕЩЕ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ЖИЗНИ ДЕТСКАЯ ПОЗИЦИЯ И ДЕТСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
- Вы отрицаете необходимость иметь достаточное количество денег.
- Все или ничего.
- Когда вам нужно назвать цену на свой товар или услугу, вы испытываете волнение и тревогу и в итоге часто занижаете цену.
- Вам давно пора попросить прибавку к зарплате, но даже мысль об этом вызывает у вас неприятное ощущение где-то внутри, а если и решаетесь сказать начальнику, то неприятный комок подкатывает к горлу, и вы молчите.
- Вам нравится что-то делать, когда это не связано с деньгами.
- Как только речь заходит о деньгах, вам хочется «сжаться и даже исчезнуть», лишь бы не обсуждать эти вопросы.
- Позиция «я никому ничего не должен».
- «Это они виноваты, что у меня ничего не получается».
- «Сами меня разбаловали, а теперь от меня что-то хотят».
- «Нужно только немного подождать, и все решится само».
- «Вы должны мне помочь».
- «Сделайте за меня».
- «Вот еще немного подучусь - и тогда...»
УПРАЖЕНИЕ
Вспомните своих родителей, представьте их лица. Что вы чувствуете по отношению к ним. Хотите быть похожими на них?
Какие их качества вам нравятся, какие нет? Скажите мысленно: «Вы можете меня любить. Я принимаю вашу любовь.
Я - это я, вы - это вы, мы - не одно целое. У меня свои чувства и мысли, у вас свои. Я отвечаю только за свои чувства, мысли и поступки. Вы отвечаете за свои».
Получилось?
Не у всех получается сделать это упражнение с первого раза. Если у вас получилось сделать легко, то, возможно, вы уже повзрослели. Тем, у кого возникли негативные эмоции и что-то не получилось, лучше обратиться за консультацией.
Заключение
Чаще всего в терапии возникают образы родителей, которые ругают, наказывают, стыдят. И мы, сами становясь родителями, автоматически используем эти же программы поведения, которые впитали в детстве, в отношении уже своих детей.
Когда мы перестаем смотреть на своих родителей детскими глазами? Только когда эмоционально повзрослеем и поймем, что наши родители не идеальны, и что их поведение было обусловлено их жизненными ситуациями, их эмоциями, социальным окружением и даже обстановкой в мире. Мы за это и за них не в ответе.
Наша задача - вырастить внутри себя свою фигуру любящего, принимающего, поддерживающего Родителя. Тогда есть шанс, что родится эффективный Взрослый.
И пусть окончательное решение принимает именно он, наш Внутренний Взрослый.
Первое, что необходимо сделать, - понять, что именно внутри ограничивает вас в ваших возможностях.
Второе - освободиться от этих ограничений.
Но не все так просто. Ведь принял эти ограничения и установки ребенок, но не естественный ребенок, а адаптивный, то есть тот, послушный и удобный, который подстроился под требования родителей.
Поэтому второй шаг - это исцеление травмированного Ребенка, и поиск естественного Ребенка, в котором содержатся изначально чистые и светлые желания и стремления, таланты, способности, креативность и спонтанность, вся жизненная мотивация.
Третий шаг - это взращивание внутри себя фигуры любящего и принимающего Родителя, который помогает развить таланты и при этом дает необходимую структуру, поддерживающую дисциплину и порядок, и бережно учит прилагать усилия для достижения желаемого.
Приходите ко мне на сессию, будем разбираться вместе.
Приходите ко мне в блог за пользой
в подготовке текста были использованы материалы из книги И.Марьевич